Психология консультирования
1. Ни одна проблема не решается в той плоскости, в которой она создалась. Нужно изменять точку зрения, чем-то жертвовать. В этом смысле любая проблема похожа на 12 Аркан, из которого есть два выхода:
- выход в 11 аркан: проталкивать ситуацию силой или признаться в бессилии
- выход в 13 Аркан: принцип перемены позиции, жертвы.
Задача гадающего помочь клиенту изменить точку зрения.
2. Все проблемы – проявление кризиса духовного развития. Нужно попытаться подвести клиента к пониманию, что проблема – это благо, потому что она – путь к развитию.
3. Решение должен принимать только сам клиент. Если решение будет принято за него – это ничего не даст («это не засчитывается для кармы»)
4. Если выпала 10 (с меньшей вероятностью 8, 20), очень важно поговорить с клиентом о повторяющихся ситуациях (бывало ли уже что-то подобное). Случаи не обязательно повторяются один в одни, главное: общий принцип развития ситуации. И не обязательно, что ситуация повторяется часто.
Если что-то вспоминается, можно сделать расклад на повторяющиеся ситуации:
S – Сигнификатор. Выбирается из целой колоды та карта, которая характеризует Клиента в этой ситуации.
Можно выбрать самому или предложить клиенту, как вам удобнее.
1. суть повторяющейся ситуации
2. поведение и мотивации клиента
3. к какому результату приходило раньше
4. чего нельзя повторять.
5. что нужно понять.
6. как нужно поступать, чтобы выйти из повторяющихся ситуаций.
5. Важное значение имеет личность самого консультанта.
Решение проблемы уже содержится в бессознательном клиента, но никак не может дойти до сознания. Поэтому клиент обращается к гаданиям.
В момент знакомства, первого общения важно как можно более четко поставить вопрос. Клиент может защищаться, но его нужно осторожно настроить на четкое формулирование вопроса, заставить его задуматься о вопросе. Объяснить, что на вопрос типа «ну, так, вообще» и ответ будет соответствующий. Необходимо так же объяснить, что можно узнать с помощью Таро, и что нельзя.
Если выясняется, что клиент пришел просто полюбопытствовать, ему можно сделать временной прогноз на небольшой срок.
Можно попросить клиента два раза снять колоду левой рукой, а потом самой собрать колоду. По последней карте можно определить, с чем пришел клиент.
Такое упражнение помогает обоим настроиться соответствующим образом.
В процессе беседы с клиентом формируется подсознательная связь клиента и гадающего, мистическая сопричастность. Чем более глубоко проработана у гадающего связь с собственным бессознательным, тем продуктивнее будет работа. Налаживанием этой связи нужно постоянно заниматься.
В состоянии эмпатии гадатель подстраивается к клиенту. Именно поэтому удобно, когда клиент сидит напротив и видно его лицо. Подстройку можно усиливать через дыхание, через интонацию, воспроизводя манеру клиента. Все это нужно для того, чтобы клиент стал более открытым и начался диалог, установилась связь, появилась сопричастность
После этого гадатель начинает ощущать мысли и чувства клиента, бессознательное взаимодействует. Клиент начинает давать пояснения на невысказанные вопросы гадателя, вытаскивает нужные карты.
В процессе гадания происходят такие процессы как перенос и контрперенос, то есть реакция гадателя и клиента друг на друга.
У клиента часто идет материнский перенос, и гадающий дает обратный контрперенос, выражающийся в желании объяснить и достучаться во что бы то ни стало. В этом случае важно умение отслеживать свои реакции, т.к. глубокое сочувствие к клиенту может искажать результаты, гадатель становится не объективным.
Не менее важно отслеживать желание понравиться клиенту, подыграть ему. Это тоже проявления контрпереноса.
В процессе гадания нельзя делать скрытых обвинений типа: ты сам виноват в том, что происходит. В этом случае клиент закроется. Гадатель должен объяснять причину, а не ставить диагноз.
Уважение к позиции человека должно стать одним из главнейших принципов. Не нам судить.
Для гадателя важна открытость собственному опыту: настоящий консультант не должен бояться своих чувств в процессе консультирования. Нужно уметь быть аутентичным (самим собой) и отстраненным (наблюдателем).
Умение вступать на незнакомую территорию, толерантность к неопределенности – помогает довериться интуиции при консультировании.
Если случается так, что смотришь в расклад и видишь «фигу» - нужно импровизировать: попросить помощи у карт, поговорить еще с клиентом, попросить его вытянуть еще карту.
Если чувствуешь, что не можешь и не хочешь гадать данному Клиенту – нужно иметь в себе силы отказаться от гадания.